ЗАКАЗЧИКАМ...
Наши уважаемые возможные клиенты, на этой странице нашего сайта представлена статья провинциального разработчика, посвященная проблемам сайтостроительства, нам она кажется дельной, не рекламной, не агрессивной и 100% представляющей интерес для потенциальных заказчиков.

ИНТЕРНЕТ - САЙТ: ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР, ПОДВОДНЫЕ КАМНИ, МЕЛИ…

Попутный ветер, или Что может интернет - сайт.

Сейчас модно рассуждать о методах и моделях ведения бизнеса в Интернете. Раньше все говорили, что это сверхприбыльно и все получат золотые горы, сейчас оптимизм исчез вообще, а скепсиса изрядно прибавилось.

Уже становится понятно, что не все товары одинаково хорошо продаются через Интернет, выгоднее всего продавать дорогие товары (которые можно привезти под заказ и стоимость доставки будет гораздо меньше маржи с одной продажи), а вот торговля булочками через Интернет вряд ли сделает вас богатым. Хотя самым первым проектом интернет - коммерции был именно заказ и доставка пиццы, а доставка обедов в офисы - даже в Хабаровске - "горячий пирожок", потому что нормального офисного питания в городе не существует.

Понятно, что для построения нормальной торговой системы через интернет нужны деньги, время, усилия всей компании, причем это именно инвестиции, и "прямо завтра" они не окупятся. Хотя, с другой стороны, место застолбить уже надо и с чего-то нужно начинать. Многие бизнесмены, сведущие в передовых технологиях пошли по пути пилотных и имиждевых проектов, сделав не торговые системы, а презентационные информационные интернет сайты.

Давайте поставим вопрос проще: что конкретно может дать "простой" интернет сайт, если не "наворачивать" его до уровня торговой системы интернет - коммерции?

Привлечение клиентов

Первое, что нужно любому предприятию - это новые клиенты, а интернет - сайт может помочь в этом. Как правило, перед тем, как совершить покупку, люди собирают информацию о товарах и услугах. Они ориентируются по рекламе, обзванивают компании, пытаясь составить свое впечатление о рынке. Традиционные каналы рекламы (ТВ, радио, газеты) достаточно дороги и чтобы разместить на них всю необходимую информацию, нужно вложить большие деньги.

С другой стороны, чем больше мы расскажем о себе, тем больше повысим доверие клиентов. Выход из этой ситуации может быть следующим: в рекламном ролике вы даете ссылку на свой веб-сайт. Заинтересовавшийся человек идет на ваш сайт и читает там специально подготовленные материалы, в которых красочно, обстоятельно, подробно представлена информация о товарах и услугах. Естественно, что когда он примет решение о покупке, сначала ему легче будет обратиться туда, где ему уже дали все необходимые данные. То есть первичный выбор "что купить, где купить" он уже сделал заранее. Еще на вашем сайте.

Есть и второй путь. Интернет - это очень удобная система для поиска информации. Часто, прежде чем совершить покупку, для сбора предварительной информации, люди используют поисковые системы Интернета. Они ищут информацию о какой-то предметной области - товарах, услугах, каких-то событиях. Введя в поисковой строке запрос, например, на www.yandex.ru: "Стандарт GSM в Хабаровске", человек получает список конкретных ресурсов. В нашем примере - это ссылки на оператора стандарта GSM в Хабаровске, "Дальневосточные сотовые системы - 900", www.fegsm.ru/

То есть, если ваш интернет - сайт прописан в поисковых системах и специализированных интернет - каталогах, то, при поиске информации пользователь увидит его и зайдет за нужной информацией. Дальше - все, как в предыдущем случае, если конечно интернет сайт у вас есть:

Привлечение партнеров.

Что самое интересное, по этой же схеме на вас могут выходить и партнеры, компании, заинтересованные в сотрудничестве с вами. Ведь сотрудники компаний зачастую сканируют интернет в поисках выгодных предложений, путей сбыта своей продукции, ищут поставщиков. Точно также, в поисковых системах и каталогах они ищут ссылки на сайты с нужной информацией. Естественно, увидев ваш web - сайт, они могут заинтересоваться сотрудничеством с вами и прямо с сайта направить свои предложения.

Имидж компании.

Я полностью согласен с тем, что имидж компании определяется в первую очередь ее репутацией, положением на рынке - реальными делами. Вместе с этим, важной составляющей имиджа является и то, как компания выглядит в глазах своих клиентов и партнеров. Интернет сайт, как детище ультрасовременных технологий, Hi-Tech, позволит вам еще раз отметить принадлежность компании к лидерам, использующим самые передовые и прогрессивные методы ведения бизнеса.

И даже дело не столько в факте наличия сайта, сколько в том, что при помощи той информации, которую вы разместите на сайте, при помощи систем обратной связи с посетителями (гостевая книга, форум, опросы и голосования), вы покажете людям, что ваша компания доступна, открыта, что вам важно знать их мнение о вас, и вы готовы учитывать его в своей работе. Это повысит доверие потребителей к вам, а значит - и укрепит ваш имидж.

Еще один момент. Как показывает статистика, пользователями Интернета сейчас являются в основном "пионеры" - наиболее передовая и продвинутая часть населения. Эти люди любят "пробовать" все новое, что появляется - они первыми купили компьютеры, сотовые телефоны, проигрыватели DVD и т.д. Зачастую обычные люди обращаются к ним за советом, рекомендацией: что купить, какие товары лучше, к кому обратиться, - у "пионеров" больше потребительский опыт, по их рекомендации совершается до 60% покупок. То есть если вы завоюете доверие "пионеров", вы обеспечите себе стабильный спрос. Пример этому - опыт компании "Sony". Спросите у любого вашего продвинутого в технике знакомого (типичного "пионера"): "Какая звуковая аппаратура лучше?" Скорее всего, ответ будет:

  • Конечно "Sony".
  • А почему?
  • Да, посмотрел по Интернету, у них, кстати, сайт крутой, - и характеристики получше, и наворотов побольше.

А если этот человек будет искать информацию в той области, где работает ваша компания? Если он найдет на вашем сайте нужную ему информацию, то наверняка рекомендует обратиться к вам многим своим знакомым.


Подводные камни, или С чем придется столкнуться.

Этап "студента".

По всей видимости, каждая компания, которая ищет способы выйти в интернет, должна пройти этот этап. То есть, для разработки самого первого интернет - сайта компании берется на работу человек, немного знакомый с Интернетом и HTML. Это, как правило, знакомый или родственник кого - либо из сотрудников. Это необязательно студент, важна мотивация такого решения - "Да у меня есть парень, который в этом всем разбирается и берет недорого". Для того чтобы в этом случае вы получили на выходе хороший продукт - профессионально сделанный и работающий веб - сайт, вам нужно самостоятельно изучить основы интернет - технологий и веб - дизайна, ведь вам придется:

  1. Четко объяснить ваше видение сайта (вплоть до эскиза) и технически грамотно поставить перед исполнителем задачу;
  2. Хотя бы 1 раз в неделю (лучше - чаше) садиться вместе с исполнителем и смотреть, что получается;
  3. Помогать исполнителю решать возникающие по ходу проблемы, чтобы у него не было соблазна решить их путем наименьшего сопротивления;
  4. Проконтролировать выходной продукт - не факт, что это будет то, что вы хотели бы видеть, особенно если вы мало внимания уделили п.п. 1-3.
  5. Доказать "студенту", что его творение несовершенно, отстоять свою правоту, и проконтролировать исправление недоделок.

В защиту этого варианта можно сказать только то, что он самый дешевый с точки зрения оплаты труда, и если вы не ошибетесь с выбором человека и сами вложите в него достаточно времени и сил, то ваш web-сайт действительно может стать настоящей жемчужиной, или даже бриллиантом.

Сроки.

Если вы все-таки решились обратиться к профессиональным разработчиками сайтов, то ситуация будет развиваться менее драматично: разработка концепции, видение сайта, постановка задачи будет менее утомительна, разработчики помогут вам с этим разобраться. Как правило, профессиональные компании сами обеспечивают и контроль качества выходного продукта, здесь поводов для волнения тоже меньше. Основными зонами внимания здесь являются контроль сроков исполнения проекта (разработки web-сайта) и согласования дизайна сайта.

Обычно сроки проекта имеют тенденцию к неконтролируемому увеличению. То есть если вы заказали сайт на сторону, вам нужно хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как идут дела у разработчика, будь это компания или дизайнер - одиночка. При этом нужно помнить о том, что если разрабатывается достаточно сложный сайт - магазин или каталог, то значительная часть работ падает на программирование, и в "дизайнерском" плане эти аспекты не видны.

Чтобы быть в курсе дел и не выглядеть перед исполнителями дилетантом, надо заранее согласовать план работ и просто контролировать ход его выполнения. Для этого, опять же от вас потребуются скорее организаторские качества. Не требуйте от разработчиков сверхточного и сверхдетального исполнения ваших требований, даже если это подсказал вам очень хороший знакомый: как гласил плакат в одном из баров американского Дикого Запада "Не стреляйте в тапера, он играет, как может". Скорее всего, они более сведущи в вопросах web-дизайна и разработки сайтов чем доморощенные эксперты, а кроме этого, потратив много сил и нервов на какой-то незначительный участок работ, вы рискуете выпустить из-под контроля другие, не менее важные блоки.

Еще надо иметь в виду, что очень большой блок "провисаний" по проектам вызывается разного рода нестыковками, зависящими непосредственно от заказчика (то есть от вашей компании) - заставить сотрудников предоставить информацию на сайт вовремя и в нужном объеме бывает очень трудно. У всех много повседневных дел и разработку сайта ваши люди могут воспринять как очередную головную боль. От вас опять потребуются организаторские качества.

Согласование дизайна

Второе поле для работы - согласование дизайна. Дело в том, что при достаточно высоком уровне дизайнерских решений на сайте, когда речь идет не о "домашних страничках", а о серьезных корпоративных интернет - представительствах, разработать пять или семь "пробных" вариантов проекта, с работающими ссылками, анимацией и переходами по страницам очень сложно. Верстка одно варианта может занимать от двух до пяти дней, в зависимости от сложности дизайна. Множим это на количество вариантов - получаем от трех недель до месяца, и это только на "верстку" сайта. Про стоимость таких работ можно сказать, только то, что она очень большая.

Более приемлемым оказывается следующий подход: вначале готовится несколько эскизов дизайна сайта "в картинках". Затем из них отбирается один или два самых удачных, и основная доработка идет именно с ними. После того, как вариант внешнего вида более или менее согласован, он верстается в формате HTML и начинает наполняться информацией. При разработке дизайна важно помнить о том, что сайт - это не просто красивая картинка, для сайта важно информационное наполнение: структура, размещаемая информация, и т.д. Пользователи будут ходить на ваш сайт именно за информацией, а не любоваться на изыски дизайна. То есть, зацикливаться на утверждении мелких деталей рисунка не нужно, лучше сосредоточить усилия на поиске и подготовке информации для сайта.

Суровая необходимость поддержки.

Когда вы планируете бюджет разработки интернет - сайта, сразу планируйте и второй бюджет - на поддержку и развитие этого сайта в течение года. Причем эта сумма будет сопоставима с бюджетом разработки, а может и превысить его. Не обязательно эти деньги платить кому-то на сторону, это могут быть и ваши сотрудники - важно, чтобы работы по поддержке были за кем-то закреплены и регулярно выполнялись. На сайте должны всегда быть свежие новости, свежая информация о товарах и услугах должна регулярно обновляться, на сайте отражались новые поступления, поддерживались рекламные и маркетинговые акции, проводимые компанией. Считается хорошим тоном раз в полгода обновлять дизайн сайта, вводить на нем новые функции, как, например, голосования, обсуждения заказы товаров и т.д. Сразу нужно планировать, чтобы кто-то этим занимался - либо в компании, либо на стороне. Если сайт не будет обновляться, то интерес пользователей к нему неминуемо ослабнет, а со временем и угаснет совсем. Кому интересно читать новогодние поздравления жарким июньским днем?


Мель. Чего не может интернет сайт

Интернет сайт, сам по себе, не может решить ни одной проблемы вашей компании или организации. Это не панацея, не серебряная пуля, не философский камень. Это просто еще один способ вести бизнес. Используйте его, и многие задачи будут решаться проще.

Станислав Тактаев, taktaev@summatech.ru